Выставки
Куре доброгласное
Куре доброгласное
Аннотация
МРЛИНИ представляет выставку, посвященную образу петуха в современном наивном искусстве и лубочной картинке. Наив поражает своим разнообразием — множеством образов, историй и сюжетов, которые часто оказываются тесно связанными с народными традициями. Так и с сюжетом о петухе: в русском фольклоре эта птица олицетворяет силу и свет, помогает положительным сказочным персонажам и разгоняет нечистую силу своим пением. В народных представлениях петух ассоциируется с огнем и солнцем, и это значение сохраняется и в цветовых решениях, выбранных наивными художниками и мастерами лубочной картинки: яркая, крупная птица цвета пламени приковывает к себе взгляд зрителя. На выставке можно увидеть как произведения “классиков” наивной живописи и современной графики, уже полюбившиеся широкой публике, так и малоизвестные, но выдающиеся по экспрессии и эмоциональному заряду картины. Профессиональные художники-графики, экспериментируя с лубочной традицией, бережно детализируют изображения горделивых петушков и куриц (вглядимся в работы Виктора Пензина, Людмилы Улыбиной, Нины Любавиной). Но художник-наив, не имея формального художественного образования, в своей работе тем не менее активно впитывает самые разные влияния и творчески переосмысляет их — в том числе и фольклорные мотивы. Пожалуй, наивное искусство можно назвать “новым народным”: художнику-наиву близок, но тесен традиционный формат и традиционные художественные средства. Яркая индивидуальность таланта, решительность художественного почерка, откровенность и искренность замысла позволяют взглянуть на хорошо знакомый нам образ петуха по-новому. Среди художников-наивов есть водители трамваев и университетские профессора, штукатуры и уборщицы, жители деревень и мегаполисов. Большинство из них взялись за кисть или карандаш уже в пожилом возрасте, решив найти новый язык для общения и описания реальности - прежние социальные роли, системы культурных знаков оказались для них недостаточными, тесными, не совпадающими с их личным опытом проживания истории XX века. Многие из них, как, например, Иван Сарычев, родившийся в многодетной крестьянской семье и прошедший Великую Отечественную войну, писали свои картины вдали от больших культурных центров. Другие, как Владимир Макаров, деятельно включались в современный городской контекст, при этом сохраняя собственную индивидуальность и аутентичность. Так же различается и фигура петуха в этих работах: он предстаёт то величественным мифологическим персонажем, как на картине Владимира Старовойтова, то по-домашнему милым сказочным героем, как на рельефах Бориса Правдина, он веселит (у Александры Рыжовой) и утешает (у Василия Шевченко).