Вернуться
9 из 11
Просмотрено 9 из 11
Героический лубок
Героический лубок
Аннотация
Музей русского лубка и наивного искусства представляет выставку «Героический лубок» — собрание батальных лубочных листов[1], созданных в XIX веке. Виртуальная экспозиция сосредоточила в себе листы, воспевающие доблестные подвиги русских солдат и офицеров Семилетней войны с Пруссией, Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой кампании и кавказских походов. «Лубок-простовик» живо и быстро откликался на батальные события: «Лишь только раздались на границе первые боевые выстрелы, сейчас же звонким эхом отозвались они в лубке и тысячи, сотни тысяч ярко расцвеченных листов полетели с печатного стана в глубины России, обгоняя газеты и правительственные сообщения», – сообщает в своей книге «Война и лубок» исследователь народной картинки В.В. Денисов. Военный лубок, откликающийся на современные события российской истории, впервые появился в продаже в 1759 году в честь победы, одержанной российскими солдатами над прусскими войсками в битве на реке Одер. Поводом для создания батальных картинок послужили победоносные реляции в «Московских ведомостях». Так возник лист «Стычка прусских драгун с русскими казаками», представленный на виртуальной выставке. Крымская война была проиллюстрирована в лубке отдельной серией листов. В виртуальной экспозиции представлена одна из лучших литографий[2] этого цикла, изображающая Василия Осиповича Бебутова – генерала от инфантерии, кавалера всех российских орденов, в том числе и императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного (высшей награды Российской Империи). Величественно восседает военачальник на вздыбленном коне, сжимая саблю в руке, а на дальнем плане мы видим спасающиеся бегством вражеские войска. Театральность позы и жест Бебутова отсылают к иконографии классического конного парадного портрета, основной задачей которого было создать репрезентативный образ героя. Подобный пример сближения лубка с профессиональным искусством не единичен – народная картинка этого времени смело заимствовала композиционные построения и образный строй светской живописи и гравюры. В то же время нельзя забывать, что перед нами типичный лубочный лист, в котором допускается нарушение пропорций, перспективные искажения и небрежная яркая раскраска. Отечественная война отразилась в лубке в совершенно особом отношении. Французы принесли с собой множество карикатур, которые оказали влияние на русскую народную картинку. Например, изданная скульптором и художником Иваном Ивановичем Теребеневым[3] «Азбука для детей» напоминает карикатурную серию французских «эпинальных картинок», посвященных Наполеону («L`Image d`Épinal» названы по имени города Эпиналь на востоке Франции, где их производили). Разрезная азбука «Подарок детям в память о событиях 1812 года» появилась на прилавках в январе 1815 года в петербургской книжной лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова. Азбука представляла собой уменьшенные копии известных карикатур на Наполеона и его армию, создававшихся в 1812—1814 годах. Тридцать четыре (по числу букв алфавита) раскрашенных от руки акварелью офорта были заключены в картонный футляр. За исключением двух сюжетов, взятых у художников А.Г. Венецианова и И.А. Иванова, «Подарок детям» составили графические работы Ивана Ивановича Теребенева, поэтому за новым изданием прочно закрепилось название «Теребеневская азбука». Героическая тема в лубке не замыкалась на сюжетах военной истории. Значительную часть виртуальной экспозиции составляют гравюры, в которых нашел отражение народный героический эпос с его образами богатырей, например, Ильи Муромца. Городские ремесленники, сочинители картинок вдохновлялись русскими народными сказками, песнями, былинами, и в тоже время их интересовали сюжеты иностранных легенд и рыцарских романов. В лубке «прижились» такие иноземные герои, как галантный кавалер Бова Королевич. Все эти персонажи воплотили в себе представления народа о доблести и чести, находчивости и смекалке. Экспозиция ярко и полно показывает, как многогранно и разносторонне отразились в лубочной картинке героические сюжеты. Здесь можно встретить отважную и волевую героиню греческой революции 1821 года Ласкарину Бубулину, и императора Петра I, и царя Иоанна Васильевича Грозного, и покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Лубок хранит память и об антигероях, например, о хвастливом Анике-воине, который, упиваясь своей силой, разорял беззащитных людей, но был в последствии жестоко за это наказан. В жанре песенного лубка мы видим лирическое прощание Марусеньки со своим суженым, бравым казаком, который оставляет её по долгу службы, но обещает скоро возвратиться. Лаконичные, яркие, заострённые образы лубочных картинок призваны в простой и доступной форме рассказать всем и каждому о великих подвигах и славных победах, о силе духа народного и о великой мудрости военачальников. «В красном углу, под иконами, рядом с видом афонской горы или Почаевской Лавры да житием Варвары Великомученицы будут долго висеть эти листки — повести о подвигах… героев, своих героев, пока не почернеют от избяной копоти, мух и тараканов». HEROIC LUBOK Museum of Russian Lubok and Naive Art presents an online gallery on lubok battlepieces from XIX century. This exhibition includes lubok prints celebrating the bravest achievements of Russian soldiers and commanders during the Seven Years' War with Prussia, Patriotic War of 1812, Russo-Turkish War and military campaigns to Caucasus. Lubok print reacted very quickly to the current war events – perhaps the first such reaction happened after the victory of 1759 when Russian soldiers defeated Prussians on the Oder river. The case with Patriotic War motives in lubok prints is very specific: as we know French soldiers brought with them plenty of caricatures and this made a significant impact on Russian folk pictures. For example, “An ABC Book for Children” created by an artist and a sculptor Ivan I. Terebenev is quite similar to French caricature pictures about Napoleon (this type of pictures was called «L`Image d`Épinal»). But the heroic theme in lubok reflected not only on the war events, but also on folk heroic motives, such as bogatyr-warriors in folk tales, songs and epic ballades. We can also recognize in lubok prints the characters from foreign legends and tales of chivalry. This online exhibition presents the wide spectrum of different interpretations of heroic theme in Russian lubok. [1] [1] Лубок (народная картинка, простовик) – печатный лист с рисунком и текстом, выполнявшийся полупрофессиональными мастерами и бытовавший на территории России в XVII — нач. XX вв. [2] [2] Литография – разновидность гравировальной техники, при которой рисунок получается путём печати с каменной основы. [3] [3] И.И. Теребенев (1780—1815) в 1800 году закончил Петербургскую Академию художеств по классу скульптуры. Отличаясь крайне независимым характером, Теребенев отказался от предложения стать пенсионером Академии художеств и предпочёл не обеспеченную, но свободную творческую жизнь. В течение двух лет (1805—1807) он преподавал рисование в одной из гимназий Твери, затем снова вернулся в Петербург, чтобы иметь возможность заниматься скульптурой. Одними из самых значительных его произведений были горельефы и барельефы на фронтонах и фризах Адмиралтейства. Ко времени возвращения Теребенева в столицу относится начало его увлечения карикатурой. Всего за годы войны 1812 года Теребеневым было создано около сорока «летучих листов». Основным источником сюжетов для них служил еженедельный журнал «Сын Отечества», где печатались военные реляции, патриотические воззвания, рассказы о подвигах русских солдат и гражданского населения. «Подарок детям в память о войне 1812 года» поступил в продажу через несколько дней после смерти Теребенева, скончавшегося от простуды 16 января 1815 года в возрасте тридцати пяти лет.
Наивная Пушкиниана
Всё движется любовью